Общественный Совет по культурному, социальному и экономическому развитию при Главе города Ульяновска

Воскресенье, 29.06.2025, 14:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
видео
Наш опрос
Как вы оцениваете работу Мэрии г.Ульяновска за первый квартал 2011 года
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Заключение проектов административных регламентов по исполнению муниципальных функций


Заключение
о   результатах  предварительной   общественной    экспертизы
проектов  административных  регламентов  мэрии  г.Ульяновска 
          по исполнению  муниципальных  функций
          (предоставлению  муниципальных  услуг)

от 9 июля 2010г.   

    Проводимая    в   России   административная   реформа   имеет   целью  повышение  эффективности  государственного  и  муниципального   управления  путем  кардинального  улучшения  деятельности  органов исполнительной  власти.
    Важное место, в связи  с этим, отводится  стандартизации  и  регламентации.    Административный   регламент,  выражаясь   производственным  языком,  представляет  собой  технологическую  карту, детально  описывающую  и  регламентирующую  во времени совокупность  процедур исполнения  соответствующих  муниципальных  функций  и  оказания  муниципальных  услуг.    Однако  это  не   чисто  технический  документ.  Административный   регламент  должен  обеспечивать  повышение  прозрачности деятельности  муниципальных  органов  и  должностных  лиц,  качества   их работы,  в  целом  содействовать  решению  задач  административной  реформы. В  конечном  же  счете  эффективность  и  результативность  деятельности органов  местной  власти  определяется  уровнем  профессионализма  должностных  лиц  и  всех  муниципальных  служащих, но вопросы  кадровой  политики- это тема отдельного  обсуждения.

    К рассмотрению  08.07.2010г. были  представлены  29  проектов 
административных  регламентов, разработанных  подразделениями  мэрии, в том  числе:
     - 5  проектов административных  регламентов исполнения  муниципальных  функций;.
     - 24  проекта  административных  регламентов оказания муниципальных  услуг  по  различным  направлениям деятельности  мэрии  г.Ульяновска.
Представленные  проекты  административных  регламентов являются   результатом   обстоятельной   работы   муниципальных   служащих   соответствующих  подразделений  мэрии.   В  целом  они  соответствуют  действующему  законодательству  и  требованиям   руководящих  документов  по   разработке  административных  регламентов. Результаты   проделанной  работы   
заслуживают   одобрения,  а   представленные   проекты   административных  регламентов  могут  быть  приняты  за  основу  и  представлены  к  утверждению  после  их  «штучной  доводки»  (в необходимом  объеме)  в  кратчайшие  сроки, в том числе (при необходимости) после дополнительного обсуждения на  заседании рабочей  группы Общественного Совета г.Ульяновска.
   
    К общим, наиболее  существенным проблемным  вопросам, связанным  с  разработкой  и  последующим  утверждением  административных регламентов  мэрии  г.Ульяновска  относится  следующее:
    1. Реализация  муниципальной  реформы   предусматривает проведение  инвентаризации  муниципальных функций  и муниципальных  услуг, реализуемых  в  каждом  муниципальном  образовании.  Однако из  представленной  пояснительной  записки  неясно – в  какой  степени  29  представленных  проектов  регламентов  отражают  степень  выполнения  общего  объема работы  в этой  сфере, что  еще предстоит  выполнить по разработке  административных  регламентов  в предстоящий  период, в том  числе  вновь созданными  подразделениями  мэрии.

    2. Принципиальным  является  вопрос  о  соотношении  правового  положения   заказчиков, потребителей  муниципальных  функций  и  муниципальных  услуг  (население, юридические лица) и  должностных  лиц  и  подразделений  мэрии. Современные  тенденции  в  сфере  публичного  управления  характеризуются  уменьшением  властной  составляющей  Деятельности  соответствующих  органов  и  повышением  их  роли  и  ответственности  как субъектов  исполнения   публичных  функций  и  оказания  услуг. Это  соответствует  нормам  Конституции  России  и  требованиям  рыночного хозяйства. Кроме того, согласно действующему законодательству, муниципальные  служащие находятся  на  службе  у  местного  сообщества (являющегося  работодателем) и содержатся  налогоплательщиками (гражданами и юридическими  лицами). Однако 27  из  29  (93,1%) представленных  проектов административных  регламентов,  регулирующих  отношения      муниципальных  органов  и  потребителей услуг, функций (население, юридические лица),  почти все  (в большей  или  меньшей  степени)  закрепляют приоритетное  положение  властных  органов, т.е.  разработаны  «под  чиновника», а  не  наоборот (потребителей  услуг, результатов осуществления     муниципальных функций).
    Прежде  всего, это касается режима  работы  муниципальных органов  (с 8 до 17 часов, перерыв  с  12.00  до 13.00). Т.е., чтобы  решить  любой  вопрос  жители  вынуждены  каждый  раз  отпрашиваться  с  работы, что  нередко  порождает  трудовые  конфликты, с негативными  для граждан  последствиями). Традиционно все  органы  власти  в  Ульяновской  области, взаимодействующие  с  населением,  ранее работали с 9.00  до  18.00. Регламентами повсеместно не  предусмотрена  возможность  предварительной    записи  в  подразделениях на  прием, в  том  числе  для  сдачи документов или  их  получения, а  также  после  17.00  и  в  субботу. Даже  в  общественной  приемной  в  субботу граждане  могут  решить свои вопросы  лишь  один  раз  в  месяц  (последняя суббота, кроме  праздничных  дней).
    По мнению эксперта, объективно необходима  корректировка графика  приема  граждан  заместителями  мэра, включая  глав  районных  администраций, а  также руководителями подразделений  мэрии. Лишь 7 (41,2%)      руководителей указанного  уровня принимают  граждан  еженедельно,           6 (35,3%) – два  раза  в  месяц,   а   5 из них (29,4%) - лишь  1  раз  в  месяц. Целесообразно возродить прежнюю  практику  Ульяновской  области  в части  еженедельного приема  граждан  руководителями, что  отвечает требованию муниципальной  реформы  о приближении  власти  к  населению и возможно уменьшило бы поток  письменных  обращений  граждан  в  органы  власти.
    Надо отметить, что  технологическая  часть  Административного  регламента  о  рассмотрении  обращений  граждан  Управлением  делопроизводства  и работы  с обращениями  граждан разработана  обстоятельно. Однако принципиальные  же решения  по  затронутым  вопросам  могут  быть  приняты  лишь  руководством  мэрии,  в соответствии  с  его  компетенцией.
 
    3. В  целом  административные  регламенты  и  процесс  их  реализации  в  большей  мере  должны  быть  нацелены  на  повышение  доступности  органов власти для населения  и  юридических  лиц,  предусматривая в последующем  увеличение  объема  информации  и  услуг, предоставляемых  в  электронном  виде. Сегодня  это не  только  требование  времени, но и  ОЦП «Электронный  Ульяновск». На 1 июля 2010г. рейтинг Ульяновская   области в этой сфере, по  информации руководителя аппарата Правительства области   Опенышевой С.В., - занимает  по  ПФО - 3-4 место, а  по России - 19-21 место. Фактически  же  из 22 подразделений мэрии, перечисленных  в Приложении 2  к Административному регламенту мэрии о рассмотрении обращений  граждан, лишь 4 (18,2%) имеют  официальный  сайт  в  Интернете, а  3  подразделения  даже  не  имеют  адреса  электронной  почты. Потенциал
г.Ульяновска  позволяет  осуществить  широкое  внедрение  современных  информационных  технологий  как  непосредственно  в  управленческую  деятельность  подразделений  и мэрии  в  целом,  так  и  в  сферу  их  взаимодействия  с  населением  и  институтами  гражданского  общества, а также юридическими  лицами. 
    В проектах  административных  регламентов  не уделено  должного внимания вопросу обеспечения  доступа  граждан  к  информации  о  дея-тельности  органов  местной  власти. Это  подтверждает  тот  факт, что  ни   один  проект  административного регламента  не  содержит  даже  упоминания  о Федеральном  законе  от  09 февраля  2009 года № 8-ФЗ «Об  обеспечении  доступа  граждан  к  информации  о  деятельности  государственных  органов  и  органов  местного  самоуправления». Соответствующие нормативные правовые  акты Ульяновской Городской  Думой  и  Главой  города приняты. Очевидно, что  их  реализация  должна  осуществляться, в том  числе, посредством  разработки  и  исполнения  административных  регламентов.
    Анализ  содержания  проектов  административных  регламентов      показывает, что  значительная  часть  из  них  достаточно  сложны  для  восприятия  гражданами, не  являющихся  специалистами в  соответствующей  сфере. В  сложившейся  практике  для  решения  этой  проблемы  административные  регламенты  содержат (в качестве приложения)  блок-схемы        исполнения  муниципальных   функций  и  оказания  муниципальных  услуг, в  графическом  виде  описывающие  алгоритм  их  реализации. Такие блок-схемы  содержатся  в  17  проектах  административных  регламентов (58,6%).
Однако  лишь  в  3-х из них (10,3%)  описание  процессов исполнения муниципальных функций (оказания  услуг)  увязано  с  нормативными  сроками  их  реализации, в  том  числе:
    - Проект  административного  регламента  исполнения  муниципальной  функции «Размещение заказов на  поставки  товаров, выполнение работ, оказание услуг для  муниципальных  нужд  г.Ульяновска»;
    -  Проект  административного  регламента по  осуществлению  финансового  контроля за  операциями  с  бюджетными  средствами;
    - Проект  административного  регламента  предоставления муниципальной  услуги «Оказание  финансовой  поддержки  субъектам  малого  и  среднего  бизнеса».
    В  14  проектах  административных  регламентов (48,3%) блок-схемы  являют  собой  лишь  картинку,  а  12  иных  проектов  не  содержат  и таковых.

    4. Название  4-х проектов  административных  регламентов  не  отвечает  их  содержанию  и,  в  конечном  счете,   эти  регламенты  не  обеспечивают исполнение  определенной  в  их  названии  муниципальной  функции (оказание  муниципальной  услуги),  в  том  числе:
    - Проект  административного  регламента  исполнения  муниципальной  функции  по  исполнению судебных  актов  и  актов  иных  органов,  предусматривающих  взыскание  за  счет  казны  муниципального  образования,  не  увязан  с положениями  норм  Бюджетного  кодекса РФ и Федерального  закона  от 02.07.2007г. № 229-ФЗ «Об  исполнительном  производстве», что  чревато  многочисленными  жалобами и  принудительными  действиями  судебных  приставов. В конечном счете это может привести к дополнительным  потерям  из  бюджета, в  том  числе  за  счет  применения  штрафных  санкций Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской  области. Поэтому термин  «разумный  срок»  надлежит согласовать  с  нормами  действующего  законодательства  в  финансовой  сфере;
    - Фактически не реализуется предоставление муниципальных      услуг,  определенных  проектами  административных регламентов:
    - «Предоставление  мест  в  дошкольных образовательных учреждениях» (управлением  образования);
    - «Предоставление жилых помещений муниципального  жилищного  фонда  гражданам  по  договору  социального  найма»;
    - «Обеспечение жильем некоторых  категорий  граждан  путей реализации  государственного жилищного  сертификата  в соответстви  с   постановлением  Правительства  РФ  от 21.03.2006  № 153.
       (оба - отделом по учету  и  распределению жилой площади).                     
    По известным  причинам, фактически  управлением  образования  и  жилищным  отделом  реально  могут  быть  реализованы  лишь  функции    ведения  соответствующих  очередей,  что  целесообразно  изложить в  на-званиях     соответствующих  проектов  административных  регламентов, аналогично  другим  административным  регламентам  по  жилищным  вопросам.

    5. Разработка  проектов  административных  регламентов  в мэрии  ведется  уже  длительное  время. Некоторые  из  них  не  учитывают отдельные изменения  в  законодательстве,  что  предполагает  их  корректировку  для  приведение  в  полное  соответствие  с  действующей  нормативной     базой. 

    6. Для  лучшего  информирования  населения  и  юридических  лиц  на  сайте  мэрии  целесообразно  создать портал «Административные  регламенты»,  а также банк  всех принимаемых  исполнительной  властью  города  нормативных  правовых  актов (за  исключением  актов  ограниченного доступа). В  этом  случае  люди   будут  обращаться  в   мэрию  лишь  с  заявлениями  о  предоставлении им  копий  индивидуальных  правовых  актов.
    Назрела  острая необходимость повышения роли газеты «Ульяновск сегодня» - официального органа Городской Думы и мэрии  г.Ульяновска- в информировании граждан и юридических лиц о принятых  правовых  актах  органами  местного самоуправления города правовых  актах, в том  числе  административных  регламентах, а  информации  о  результатах  их  деятельности.  Для  этого необходимо в   неотложном порядке  осуществить меры по обеспечению  кардинального  улучшения  качества  материалов  газеты.        В настоящее  время   основной  объем  газетной  площади  составляют материалы  о  проведении  закупок  товаров (работ, услуг) для  муниципальных  нужд  г.Ульяновска.  Периодически  публикуемые  в  этом  издании  нормативные  правовые  материалы  практически  не  читаемы  из-за  слишком  мелкого  шрифта  и  низкого  качества  печати.

Доцент кафедры  экономического анализа
и государственного управления  УлГУ,                                           Н.И. Борисов      
советник  юстиции  I класса