Заключение
о результатах предварительной общественной экспертизы
проектов административных регламентов мэрии г.Ульяновска
по исполнению муниципальных функций
(предоставлению муниципальных услуг)
о результатах предварительной общественной экспертизы
проектов административных регламентов мэрии г.Ульяновска
по исполнению муниципальных функций
(предоставлению муниципальных услуг)
от 9 июля 2010г.
Проводимая в России административная реформа имеет целью повышение эффективности государственного и муниципального управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти.
Важное место, в связи с этим, отводится стандартизации и регламентации. Административный регламент, выражаясь производственным языком, представляет собой технологическую карту, детально описывающую и регламентирующую во времени совокупность процедур исполнения соответствующих муниципальных функций и оказания муниципальных услуг. Однако это не чисто технический документ. Административный регламент должен обеспечивать повышение прозрачности деятельности муниципальных органов и должностных лиц, качества их работы, в целом содействовать решению задач административной реформы. В конечном же счете эффективность и результативность деятельности органов местной власти определяется уровнем профессионализма должностных лиц и всех муниципальных служащих, но вопросы кадровой политики- это тема отдельного обсуждения.
К рассмотрению 08.07.2010г. были представлены 29 проектов
административных регламентов, разработанных подразделениями мэрии, в том числе:
- 5 проектов административных регламентов исполнения муниципальных функций;.
- 24 проекта административных регламентов оказания муниципальных услуг по различным направлениям деятельности мэрии г.Ульяновска.
Представленные проекты административных регламентов являются результатом обстоятельной работы муниципальных служащих соответствующих подразделений мэрии. В целом они соответствуют действующему законодательству и требованиям руководящих документов по разработке административных регламентов. Результаты проделанной работы
заслуживают одобрения, а представленные проекты административных регламентов могут быть приняты за основу и представлены к утверждению после их «штучной доводки» (в необходимом объеме) в кратчайшие сроки, в том числе (при необходимости) после дополнительного обсуждения на заседании рабочей группы Общественного Совета г.Ульяновска.
К общим, наиболее существенным проблемным вопросам, связанным с разработкой и последующим утверждением административных регламентов мэрии г.Ульяновска относится следующее:
1. Реализация муниципальной реформы предусматривает проведение инвентаризации муниципальных функций и муниципальных услуг, реализуемых в каждом муниципальном образовании. Однако из представленной пояснительной записки неясно – в какой степени 29 представленных проектов регламентов отражают степень выполнения общего объема работы в этой сфере, что еще предстоит выполнить по разработке административных регламентов в предстоящий период, в том числе вновь созданными подразделениями мэрии.
2. Принципиальным является вопрос о соотношении правового положения заказчиков, потребителей муниципальных функций и муниципальных услуг (население, юридические лица) и должностных лиц и подразделений мэрии. Современные тенденции в сфере публичного управления характеризуются уменьшением властной составляющей Деятельности соответствующих органов и повышением их роли и ответственности как субъектов исполнения публичных функций и оказания услуг. Это соответствует нормам Конституции России и требованиям рыночного хозяйства. Кроме того, согласно действующему законодательству, муниципальные служащие находятся на службе у местного сообщества (являющегося работодателем) и содержатся налогоплательщиками (гражданами и юридическими лицами). Однако 27 из 29 (93,1%) представленных проектов административных регламентов, регулирующих отношения муниципальных органов и потребителей услуг, функций (население, юридические лица), почти все (в большей или меньшей степени) закрепляют приоритетное положение властных органов, т.е. разработаны «под чиновника», а не наоборот (потребителей услуг, результатов осуществления муниципальных функций).
Прежде всего, это касается режима работы муниципальных органов (с 8 до 17 часов, перерыв с 12.00 до 13.00). Т.е., чтобы решить любой вопрос жители вынуждены каждый раз отпрашиваться с работы, что нередко порождает трудовые конфликты, с негативными для граждан последствиями). Традиционно все органы власти в Ульяновской области, взаимодействующие с населением, ранее работали с 9.00 до 18.00. Регламентами повсеместно не предусмотрена возможность предварительной записи в подразделениях на прием, в том числе для сдачи документов или их получения, а также после 17.00 и в субботу. Даже в общественной приемной в субботу граждане могут решить свои вопросы лишь один раз в месяц (последняя суббота, кроме праздничных дней).
По мнению эксперта, объективно необходима корректировка графика приема граждан заместителями мэра, включая глав районных администраций, а также руководителями подразделений мэрии. Лишь 7 (41,2%) руководителей указанного уровня принимают граждан еженедельно, 6 (35,3%) – два раза в месяц, а 5 из них (29,4%) - лишь 1 раз в месяц. Целесообразно возродить прежнюю практику Ульяновской области в части еженедельного приема граждан руководителями, что отвечает требованию муниципальной реформы о приближении власти к населению и возможно уменьшило бы поток письменных обращений граждан в органы власти.
Надо отметить, что технологическая часть Административного регламента о рассмотрении обращений граждан Управлением делопроизводства и работы с обращениями граждан разработана обстоятельно. Однако принципиальные же решения по затронутым вопросам могут быть приняты лишь руководством мэрии, в соответствии с его компетенцией.
3. В целом административные регламенты и процесс их реализации в большей мере должны быть нацелены на повышение доступности органов власти для населения и юридических лиц, предусматривая в последующем увеличение объема информации и услуг, предоставляемых в электронном виде. Сегодня это не только требование времени, но и ОЦП «Электронный Ульяновск». На 1 июля 2010г. рейтинг Ульяновская области в этой сфере, по информации руководителя аппарата Правительства области Опенышевой С.В., - занимает по ПФО - 3-4 место, а по России - 19-21 место. Фактически же из 22 подразделений мэрии, перечисленных в Приложении 2 к Административному регламенту мэрии о рассмотрении обращений граждан, лишь 4 (18,2%) имеют официальный сайт в Интернете, а 3 подразделения даже не имеют адреса электронной почты. Потенциал
г.Ульяновска позволяет осуществить широкое внедрение современных информационных технологий как непосредственно в управленческую деятельность подразделений и мэрии в целом, так и в сферу их взаимодействия с населением и институтами гражданского общества, а также юридическими лицами.
В проектах административных регламентов не уделено должного внимания вопросу обеспечения доступа граждан к информации о дея-тельности органов местной власти. Это подтверждает тот факт, что ни один проект административного регламента не содержит даже упоминания о Федеральном законе от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Соответствующие нормативные правовые акты Ульяновской Городской Думой и Главой города приняты. Очевидно, что их реализация должна осуществляться, в том числе, посредством разработки и исполнения административных регламентов.
Анализ содержания проектов административных регламентов показывает, что значительная часть из них достаточно сложны для восприятия гражданами, не являющихся специалистами в соответствующей сфере. В сложившейся практике для решения этой проблемы административные регламенты содержат (в качестве приложения) блок-схемы исполнения муниципальных функций и оказания муниципальных услуг, в графическом виде описывающие алгоритм их реализации. Такие блок-схемы содержатся в 17 проектах административных регламентов (58,6%).
Однако лишь в 3-х из них (10,3%) описание процессов исполнения муниципальных функций (оказания услуг) увязано с нормативными сроками их реализации, в том числе:
- Проект административного регламента исполнения муниципальной функции «Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд г.Ульяновска»;
- Проект административного регламента по осуществлению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами;
- Проект административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса».
В 14 проектах административных регламентов (48,3%) блок-схемы являют собой лишь картинку, а 12 иных проектов не содержат и таковых.
4. Название 4-х проектов административных регламентов не отвечает их содержанию и, в конечном счете, эти регламенты не обеспечивают исполнение определенной в их названии муниципальной функции (оказание муниципальной услуги), в том числе:
- Проект административного регламента исполнения муниципальной функции по исполнению судебных актов и актов иных органов, предусматривающих взыскание за счет казны муниципального образования, не увязан с положениями норм Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 02.07.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», что чревато многочисленными жалобами и принудительными действиями судебных приставов. В конечном счете это может привести к дополнительным потерям из бюджета, в том числе за счет применения штрафных санкций Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области. Поэтому термин «разумный срок» надлежит согласовать с нормами действующего законодательства в финансовой сфере;
- Фактически не реализуется предоставление муниципальных услуг, определенных проектами административных регламентов:
- «Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях» (управлением образования);
- «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам по договору социального найма»;
- «Обеспечение жильем некоторых категорий граждан путей реализации государственного жилищного сертификата в соответстви с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
(оба - отделом по учету и распределению жилой площади).
По известным причинам, фактически управлением образования и жилищным отделом реально могут быть реализованы лишь функции ведения соответствующих очередей, что целесообразно изложить в на-званиях соответствующих проектов административных регламентов, аналогично другим административным регламентам по жилищным вопросам.
5. Разработка проектов административных регламентов в мэрии ведется уже длительное время. Некоторые из них не учитывают отдельные изменения в законодательстве, что предполагает их корректировку для приведение в полное соответствие с действующей нормативной базой.
6. Для лучшего информирования населения и юридических лиц на сайте мэрии целесообразно создать портал «Административные регламенты», а также банк всех принимаемых исполнительной властью города нормативных правовых актов (за исключением актов ограниченного доступа). В этом случае люди будут обращаться в мэрию лишь с заявлениями о предоставлении им копий индивидуальных правовых актов.
Назрела острая необходимость повышения роли газеты «Ульяновск сегодня» - официального органа Городской Думы и мэрии г.Ульяновска- в информировании граждан и юридических лиц о принятых правовых актах органами местного самоуправления города правовых актах, в том числе административных регламентах, а информации о результатах их деятельности. Для этого необходимо в неотложном порядке осуществить меры по обеспечению кардинального улучшения качества материалов газеты. В настоящее время основной объем газетной площади составляют материалы о проведении закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд г.Ульяновска. Периодически публикуемые в этом издании нормативные правовые материалы практически не читаемы из-за слишком мелкого шрифта и низкого качества печати.
Доцент кафедры экономического анализа
и государственного управления УлГУ, Н.И. Борисов
советник юстиции I класса